Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как Иран стал исламской республикой: что произошло 45 лет назад

Аятолла Хомейни оказал влияние на весь мир

Прошло 45 лет с тех пор, как в начале февраля 1979 года вернувшийся из эмиграции аятолла Хомейни провозгласил Иран исламским государством (не путать с запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ!), предопределив на многие годы вперед не только новый курс развития древней страны, но и многие события на мировой арене.

Исламская революция в Иране не просто свергла прозападный шахский режим, но сыграла роль модели создания государства нового типа – теократической исламской республики.

Еще в январе 1978 года в Иране начались первые крупные антишахские демонстрации и забастовки, которые вскоре фактически парализовали страну. В середине января 1979-го шах Мохаммед Реза Пахлави покинул страну, а две недели спустя в Тегеран под восторженные приветствия миллионов иранцев триумфально вернулся из изгнания аятолла Рухолла Хомейни.

После того, как сторонники революции нанесли поражение силам, сохранявшим лояльность шаху, был проведен национальный референдум, провозгласивший 1 апреля 1979 г. страну Исламской Республикой Иран. «Это необычное правительство, — охарактеризовал первое переходное правительство Ирана после свержения монархии аятолла Хомейни. — Это правительство, основанное на шариате. Противостоять этому правительству означает противостоять исламскому шариату». В декабре 1979 г. стране была принята конституция, согласно которой Хомейни стал верховным лидером страны.

Для людей непосвященных такое развитие событий выглядело чем-то неожиданным. Ведь раньше на Западе Иран имел репутацию «острова стабильности» в неспокойном ближневосточном регионе. Но исламская революция стала логическим развитием длительного исторического процесса, уходящего своими корнями в национальные и религиозные традиции Персии. Шиитское духовенство имело значительное влияние на многих иранцев — тех кто противился процессу вестернизации. Роль иранского исламского духовенства в противостоянии монархии проявилась задолго до выхода на авансцену Хомейни.

Восхождение звезды будущего лидера иранской революции аятоллы Рухоллы Хомейни, возглавившего оппозицию шахской «Белой революции», началось в 1963 году. «Белой революцией» называлась программа реформ, направленных на ограничение крупных землевладений (в том числе и принадлежащих религиозным структурам), на предоставление женщинам избирательного права и равенства в браке, а также на разрешение религиозным меньшинствам занимать правительственные должности. После того, как Хомейни назвал шаха «жалким отверженным человеком», который «взялся за разрушение ислама в Иране», его арестовали. Через восемь месяцев домашнего ареста Хомейни был выпущен — и продолжил свою пропаганду, осуждая тесное сотрудничество шахского режима с Израилем и расширение дипломатической неприкосновенности на американский правительственный персонал в Иране. В ноябре 1964 года Хомейни был вновь арестован и отправлен в изгнание, где находился вплоть до революции.

Из эмиграции Хомейни сумел наладить постоянный канал связи со своей иранской аудиторией. В своих проповедях мятежный аятолла призывал армию и народ «выковывать исламскую солидарность». Хомейни развивал сформулированную им идеологию «велаят-е факих», правительства авторитетных мусульманских богословов и юристов (факихов) как о форме правления, осуществляемого исламскими правоведами.

Согласно теории Хомейни, исламское правление осуществляется в качестве республики. Итогом иранской революции стала реализация на практике разработанной Хомейни идеи «велаят-е факих».

Статья 57 Конституции Исламской Республики Ирана гласит: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно нижеследующим статьям Конституции. Указанные власти независимы друг от друга».

Высший руководитель, «Рахбар» (ныне это аятолла Али Хаменеи), является в Иране главой государства и верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Именно он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику. Этот лидер назначает руководителей силовых ведомств, государственных телевизионных и радио-каналов, а также шестерых из 12 членов Совета стражей. Высший руководитель избирается Советом экспертов, который, в свою очередь избирается населением среди особого списка кандидатур из духовенства.

Источник www.mk.ru

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.