Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Нидерландский режиссер Йос Стеллинг снимал Алтай в Восточной Германии

Анастасия Вайнмар сыграла Наташу. Фото: Пресс-служба фестиваля «Темные ночи»

Свой дебютный фильм «Марикен из Неймегена» Стеллинг представлял в 1975 году на Каннском кинофестивале. Спустя полвека он объявил о завершении карьеры «Танцем Наташи». В интервью нидерландский классик сказал, что прожил фантастическую жизнь, но пришла пора уступить дорогу молодым, а самому взяться за написание книги. Последний фильм назвал очень личным по мироощущению, хотя биографических совпадений нет. А главный герой Даантье — это тот ребенок, который живет в его собственной душе.

Премьера состоялась в родном городе режиссера Утрехте, где он до сих пор живет. Осенью Стеллинг представил свой фильм в основном конкурсе кинофестиваля «Темные ночи» в Таллине. Жюри отметило операторскую работу Гурта Хилтая, снявшего многие картины со Стеллингом.

В Нидерландах «Танец Наташи» идет только в пяти кинотеатрах — в Амстердаме, Утрехте и Гааге. В уютном гаагском кинозале с разноцветными бархатными диванами и креслами на единственном вечернем сеансе было 11 зрителей. В 2016 году на фестивале архивного кино в Белых Столбах довелось познакомиться с сыном режиссера Жефом Стеллингом, руководившим тогда двумя артхаусными кинотеатрами в Утрехте. Он рассказал, что зрители приходят к ним не просто посмотреть кино, но и пообщаться, послушать лекции, поужинать, выпить бокал вина. В гаагском кинотеатре атмосфера такая же.

К «Танцу Наташи» Стеллинг подступался восемь лет. Съемки совпали с пандемией, поэтому Алтай снимали в Восточной Германии, в Веймаре, связанном с Гете, Шиллером, Бахом. Для чувствительного режиссера это существенно. Сцены в поезде снимали в старинном вагоне в железнодорожном музее Лейпцига. На российский поезд он совсем не похож. Европейцы подмены не замечают, хотя пейзажи выглядят забавно, на алтайские совсем не тянут. На вопрос, почему фильм черно-белый, Стеллинг ответил, что в завершение своей карьеры хотел бы снять простое кино, насколько это возможно, а цвет отвлекает.

В 2002 году вышла книга «Танец Наташи: культурная история России» британского историка Орландо Файджеса, где исследуется культурная среда и быт страны, начиная с основания Санкт-Петербурга, когда Петр I прорубил окно в Европу, и вплоть до советских времен. Начинается этот труд с описания крестьянского танца в исполнении Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Стеллинг с этим исследованием знаком. А имя героини в его картине появилось благодаря героине Толстого. Стеллинга впечатлила история декабриста Фонвизина и последовавшей за ним в сибирскую ссылку жены Натальи. Ее изображение он позднее увидел в Пушкинском музее. Еще не знал, как выглядела эта женщина, он выбрал актрису Анастасию Вайнмар, оказавшуюся на нее похожей. При этом Стеллинг говорит, что она напоминает ему итальянскую актрису Анну Маньяни.

Анастасия Вайнмар — выпускница Ленинградского театрального института (ЛГИТМиКа), ученица легендарного педагога Вениамина Фильштинского. Родилась в Ленинграде, но большую часть взрослой жизни прожила в Берлине.

Фильм состоит из двух очень разных частей. В первой — подробное и по-бергмановски красивое бытописание, связанное с детством главного героя. Вторая часть — нечто сумбурное, где впервые и появляется Наташа. Это история странных взаимоотношений молодого и рано потерявшего мать голландца (его сыграл нидерландский актер Виллем Вогд) и русской женщины, которую оставил состоятельный муж ради новой пассии. Любопытно, что в «Девушке и смерти» Стеллинг рассказал историю любви русского юноши и голландской девушки. В общем, вновь встретились два одиночества. Вместе они едут в Рубцовск, где жила бабушка Наташи. Теперь остался только ее затянутый паутиной дом.

В лесу герои встретят самого странного персонажа — Игоря — вертлявого деревенского мужичка с мешком за плечами, напоминающего лешего. Его сыграл бельгийский актер и композитор Ян Бижвоит. Он говорит на ломаном русском языке, как и проводницы в поезде. Попутчик Наташи — европейского вида господин, читающий поэмы Пушкина, что не помешает ему прихватить ее сумку с документами. В «Девушке и смерти» героиня Светличной передает томик Пушкина по просьбе одной девушки ее постаревшему возлюбленному.

Наташа читает стихи Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…», слушает песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, сама поет: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…» Даниил, как она называет Даантье, повторяет за ней русские слова. Он с признаками аутизма. С детства присутствие мальчика приводило к катастрофам. Его мать погибла в автомобильной аварии вместе с ухажером, сидевшим за рулем. Он обернулся на ребенка, и произошла трагедия. Два тела — матери и ее любовника — лежат на столе под белой простыней. Видны только ступни и головы. Так ребенок остался сиротой. Он не снимал вязаную шапку, молча сносил насмешки и побои одноклассников. Мама рассказала ему о юной балерине, живущей где-то далеко. Даантье вырос и встретил Наташу. В детстве она тоже занималась балетом.

Даантье, как тень, следует за ней, представляется ее сыном. Он чем-то напоминает Душку в исполнении Сергея Маковецкого, прообразом которого стал российский кинокритик Юрий Коненко. Стеллинг познакомился с ним в Петербурге. Они ходили в какие-то тоннели в тридцатиградусный мороз. Стеллинг хотел его снимать в кино. В «Танце Наташи» тоже много необъяснимого, что и привлекает Стеллинга в России, и эта странность теперь навеки зафиксирована в его последней картине.

Источник

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.