Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Гитара с Лениным, стул жести: выставка Сергея Чернова как размышления о предназначении

Сергей Чернов на фоне своей инсталляции.

Центральная инсталляция на выставке собрана из документов, рассказывающих историю арт-объектов Сергея Чернова, которые были выставлены в арт-центре в Немчиновке. В этом подмосковном поселке некогда жил Казимир Малевич, а спустя десятилетия группа искусствоведов и художников надеялась увековечить там память об авторе «Черного квадрата». В арт-центре были представлены макеты памятников супрематисту и инсталляции, навеянные его идеями. Но однажды утром, летом 2018-го, приехал грузовик и вывез все арт-объекты прямиком на помойку, арт-центр снесли. Вместе с фото и эскизами работ Сергея Чернова, уничтоженных в Немчиновке, выставлены копии заявлений в прокуратуру и ответов-отписок. Делу так и не дали ход, одно ведомство перекидывало ответственность на другое. Бывает и так. Но чаще работы просто теряются или ломаются.

— 80% моих работ канули в Лету, — рассказывает Сергей Чернов. — То, что выставляется под открытым небом, все время пропадает. Другие работы оказываются в частных или музейных коллекциях, то есть сохраняются, но тоже уходят от меня. Это данность жизни. Я пришел к выводу, что на самом деле ничто никогда никуда не пропадает. Мы просто идем по жизни, что-то теряем, что-то находим, это дорога, некая точка бытия, и только время покажет, правильно ли мы идем и куда. Но движение не отменить.

В этот момент личная история потерь вырастает в общую и общественную. В размышление о пути в самом широком смысле слова. Напротив истории об утрате работ, посвященных Малевичу, — инсталляция под названием «Сад заблудших смыслов» (создана в 2010 году, утрачена, восстановлена в 2014-м). Перед нами лес, напечатанный на фотобумаге в приглушенной сепии, поверх прикреплены балки с полуразрушенными советскими лозунгами. «Пятилетка» повисла на боку, от плаката «Революционный держите шаг» остался только «шаг». На другом манифесте буквы стерлись так, что получилось: «С Максом и сверяйте…» Табличка «Налево» указывает направо, а «Вниз» — вверх. Советский код — часть нашей истории, и многие работы Чернова навеяны им. Каждую нужно гадать как абсурдистский ребус: автор не предлагает ответов, но задает вопросы. Не буквально, а с иронией, смешанной с оптимизмом, трагизмом и космизмом.

Вот, например, инсталляция «Бип-Бип» — спутник в виде консервной банки с тремя «ножками». Рядом с ним небольшая фигурка человечка со спутником вместо головы. А вот монумент «Рабочий и колхозница», где вместо привычных мухинских фигур условные металлические человечки, сделанные как будто из старых стульев: сидушки превращаются в торсы, головы отсутствуют, а в «руках» — серп и молот. А вот жестяной стул с кнопкой, на который нельзя сесть. Недалеко парит в воздухе кремлевская башня-игрушка, которая пустила корни в воздух, инсталляция называется «Сон вождя». Есть в экспозиции и условный Ленин на броневике, и крейсер «Аврора», и карта СССР, поверх которой прикреплены три гитары из фанеры — с профилями Ленина, Маркса и Энгельса. «Такие инструменты я делал еще в советское время, а однажды смастерил гитару с профилем Владимира Ильича и назвал ее «Мой первый Ленин», — ностальгически вспоминает Сергей Чернов.

Большинство этих работ не раз показывались на музейных выставках или в публичных пространствах под открытым небом, получали овации и премии — и… пропадали. Но не без следа. Они остались частью философии художника и теперь восстали из небытия. Но налицо вывод, который констатирует автор вместе с куратором выставки Ириной Конюховой: возможность самовыражения художника на улице все больше сужается. «Публичное искусство» — не более чем химера, созданная для успокоения нашего сознания. Возможно, желание равноправного взаимодействия с публикой в открытом и незащищенном пространстве всегда было лишь недостижимой мечтой, заключают создатели проекта «Все пропало!».

Источник

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.